Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения данной темы обуславливается совокупностью следующих факторов. Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [26] в качестве одной из задач обозначается включение готовности и способности детей к саморазвитию, сформированности у них познавательной активности, а также формирование мотивации к творческому труду, работе дошкольника на результат.
Во-вторых, несмотря на то, что практически каждый ребенок среднего дошкольного возраста стремится делать всё старательно и правильно, дети в данный период нередко показывают более низкие результаты усвоения знаний по причине низкого познавательного интереса. Данный фактор негативным образом сказывается как на познавательное развитие ребенка, так и на развитие и реализацию его внутреннего потенциала.
В-третьих, использование аппликаций из природного материала способно у ребенок среднего дошкольного возраста формировать интерес и мотивацию к познанию, следовательно, и познавательный интерес.
Таким образом, необходимость формирования и поддержания познавательного интереса у ребенка среднего дошкольного возраста, частота факторов его снижения по мере развития обучения ребенка, а также широкие возможности аппликации из природного материала для вовлечения детей в познавательный процесс, - все это в совокупности делает рассмотрение темы «Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в процессе аппликации из природного материала» актуальным.
Проблема исследования заключается в противоречии между значимостью аппликации из природного материала для стимулирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста и недостаточно полной реализации данного средства на практике.
Отдельные аспекты данной темы раскрытие такие исследователи, как: 1) С.В. Герасимов. А.С. Глинский, Е.Е. Клопотова, А.О. Кочнев и др., рассмотревшие понятие и сущность познавательного интереса; 2) Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.А. Крутецкий, Т.А. Куликов,а Д.А. Маловичко, Н.Г. Мокшина, Р.С. Немов и др., раскрывшие возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста; 3) С.В. Арапова, Г.Г. Григорьева, М.А. Гусакова, О.В. Дыбина, Б.А. Кордемский, О.В. Корчикова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова и др., объектом исследования которых стала аппликация, как средство развития дошкольников.
Гипотеза исследования: стимулирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным, если будет активно вестись работа по аппликации из природного материала с соблюдением определенных педагогических условий и учетов возрастных особенностей детей.
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации из природного материала. Данная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- рассмотреть понятие и структуру познавательного интереса;
- дать психолого-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста;
- с помощью диагностических процедур определить уровень сформированности у детей среднего дошкольного возраста познавательного интереса;
- разработать практические рекомендации для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации из природного материала.
Практическая значимость данной темы обусловлена тем, что предложенные практические рекомендации для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации из природного материала может быть полезен для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – познавательный интерес детей среднего дошкольного возраста.
Предмет – возможности работы над аппликацией из природного материала для развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Базой практического исследования являлось МДОУ Детский сад № 43.
Выборку составили воспитанники средней группы в возрасте 4-5 лет. Общий объем выборки составил 24 ребенка.
Методы исследования включают в себя изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики, сравнение и сопоставление, педагогический эксперимент, диагностические методики: 1) дидактическая игра «Отгадай предмет», 2) дидактическая игра «Два домика», 3) диагностическое задание «Опиши картинку»), логическую систематизацию полученной информации.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА I. Теоретические основы развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации из природного материала
1.1 Познавательный интерес: понятие и структура
При рассмотрении познавательного интереса в первую очередь опишем его сущность.
Познавательный интерес – это важнейшее образование личности, формируемое непосредственно в социальных условиях и не присуще человеку от рождения.
Как таковые интересы обладают универсальным значением в жизни ребенка так как, по мнению Л.С. Выготского, они заложены в основе всего психического и культурного развития ребенка. Именно интерес отвечает за личностный способ включения отдельного субъекта в деятельность, при этом формируя его отношение к данной деятельности, а также социальную позицию. Кроме этого, он предопределяет характер отражения объективной действительности, ориентирующий ребенка на определенное, на особое избирательное отношение к имеющимся обстоятельствам, наконец, ориентирует познавательную деятельность ребенка [2, c. 76].
Интерес (от лат. interesse – то есть иметь важное значение) способен управляет деятельностью ребенка именно с самого начала его жизни. При этом тот интерес, который появляется в сознании, неизменно предшествует познанию отдельного объекта. По мнению Б.А. Кордемского. исключительно интерес, способен удерживать внимание, которое смещается с одного элемента объекта на другую, относительно долго, чтобы ребенок сумел воспринять все единство и всю сложность данного объекта, при этом ему не позволяя отвлекаться на многие побочные раздражители. Без подобного фокусирующего интереса на конкретных объектах чаще всего внимание ребенка будет беспорядочно блуждать [12, c. 121].
То есть интерес выступает в качестве как внешнего условия эффективного восприятия, так и в качестве внутреннего принципа отбора материала в процессе восприятия.
Необходимо указать, что психолого-педагогическими исследованиями было установлено, что без познавательного интереса процесс развития мышления ребенка был бы недостаточен. При этом взаимоотношения между функциями мышления и интересом настолько широки, что отсутствие в процессе развития ребенка аффективной поддержки непосредственно со стороны интереса способно негативно влиять на развитие интеллекта ненамного меньше, нежели разрушение мозговой ткани, – к такому мнению склоняется американский психолог, изучающий интеллектуальное развитие детей Г. Доман. В свою очередь отечественные психологи, высказывая согласие с этим утверждением, отмечают, что у ребенка интеллектуальная активность в общем подчеркивается и направляется интересом; интерес влияет на направленность мыслей и внимания ребенка [20, c. 98].
С позиции И.П. Павлова физиологической базой познавательного интереса выступает безусловный ориентировочный (либо исследовательский) рефлекс. Если учитывать то, что в основе практически всей человеческой деятельности заложены потребности, то также и в основе учебной деятельности находятся потребности ребенка в познании окружающего мира в общем, а также его отдельных частностях. В методической и психолого-педагогической литературе имеющаяся у ребенка потребность в знаниях, которые ориентируют его в окружающей действительности принято называть познавательным интересом [16, c. 144]. В этом случае речь ведется о познавательном интересе, не связанном ни с внешней привлекательностью самого задания (например, типа «Спасем трех поросят»), ни с достаточно интересной формой подачи этого задания (например, «Лисичка принесла вам задание» либо «Ответ мы можем найти в грибке под дубом»).
Дети под влиянием познавательного интереса стремятся выявить в предмете новые стороны, привлекающем их внимание, стремятся установить наиболее глубокие отношения и связи в различных явлениях.
А.К. Маркова в этом отношении подчеркивает, что потребность, находя тот предмет, который способен ее удовлетворить, тем самым становится мотивом, который направляет соответствующую деятельность [20, c. 101].
С позиции Н.Г. Мокшиной, познавательный интерес являет собой такой вид учебной деятельности, в рамках которого предполагается конкретный уровень самостоятельности практически во всех ее структурных компонентах – то есть от постановки проблемы и вплоть до осуществления контроля, осуществления самоконтроля и коррекции, с неизменным переходом от выполнения наиболее простейших видов работы непосредственно к более сложным, которые обладают характером поисковой активности [21].
В отечественной науке познавательный интерес исследователями трактуется с нескольких позиций. С одной точки зрения он понимается в качестве эффективности познавательной деятельности индивида либо группы, которая имеет конкретную уравновешенную стабильность, напрямую зависящую от сформированности у субъекта познавательных способностей (позиция Д.Б. Годовиковой, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной, Е.И. Щербаковой и др.). Однако с другой точки зрения познавательная активность понимается в качестве качества, личностного образования (мнение З.Ф. Чехловой, Г.И. Щукиной и др.) [17, c. 88].
В свою очередь Т.И. Шамова склоняется к мнению, что обозначенные выше подходы не следует друг от друга отрывать, потому как анализ их в единстве помогает выстроить единую позицию на понятие сути познавательного интереса. Последнюю необходимо трактовать одновременно и в качестве цели деятельности, и в качестве средства её достижения, а также как результат [21].
Подчеркнем, что познавательный интерес исходит именно из потребности индивида в новых знаниях и впечатлениях, свойственные каждому индивиду от рождения. Кроме этого, процесс формирования познавательной является поэтапным. В этом плане можно выделить три этапа в процессе формирования познавательного интереса у ребенка.
1. Это начальная познавательного интереса, для которого свойственно наличие познавательного интереса, воли и мотивов, благодаря которым ребенок будет добывать и получать новые знания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С.В. Арапова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018. – 198 с. – – Текст : непосредственный.
2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Т .3. / Л.С. Выготский. – Москва: Наука, 1993. – Текст : непосредственный.
3. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание / С.В. Герасимов. – URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1107279034&archive=1120045935&start from=&ucat=27&. (дата обращения 03.05.2021). – Текст: электронный.
4. Глинский, А.С. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Глинский. – Омск, 2007. – 24 с. – Текст : непосредственный.
5. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие / Г.Г. Григорьева. – Москва: «Академия», 2018. – 244 с. – Текст : непосредственный.
6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие / Г.Г. Григорьева. – Москва: Академия 2019. – 264 с. – Текст : непосредственный.
7. Гусакова, М.А. Аппликация: учебное пособие / М.А. Гусакова. – Москва: Просвещение, 2017. – 164 с. – Текст : непосредственный.
8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Москва Акцидент, 2016. – 126 с. – Текст : непосредственный.
9. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа / О.В. Дыбина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с. – Текст : непосредственный.
10. Клопотова, Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации– Текст : непосредственный. / Е.Е. Клопотова // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 2. – C. 40 - 44.
11. Козлова, С.А Дошкольная педагогика: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2017. – 415 с. – Текст : непосредственный.
12. Кордемский, Б.А. Увлечь ребенка творчеством / Б.А. Кордемский. – Москва: Просвещение, 2017. – 212 с. – Текст : непосредственный.
13. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчикова. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 210 с. – Текст : непосредственный.
14. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: учебное пособие / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – Москва: Просвещение, 2017. – 206 с. – Текст : непосредственный.
15. Кочнев, А.О. Влияние личностно-ориентрированного подхода на познавательную активность обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.О. Кочнев. – Череповец, 2006. – 24 с. – Текст : непосредственный.
16. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий – Москва: Просвещение, 2015. – 386 с. – Текст : непосредственный.
17. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2017. – 288 с. – Текст : непосредственный.
18. Логинова, В.И. Творческая сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – Москва: Просвещение, 2018. – 114 с. – Текст : непосредственный.
19. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника. – Текст : непосредственный / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. – 2010. – № 3. – С. 50 - 54.
20. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – Москва: Просвещение, 2016. – 256 с. – Текст : непосредственный.
21. Мокшина, Н.Г. Критерии сформированности познавательной активности детей и молодежи / Н.Г. Мокшина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: региональный сб. науч. тр. Вып. 3 / Елабужский государственный педагогический университет. 2006. – URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253462955625000/Default.aspx. (дата обращения 30.04.2021). – Текст: электронный.
22. Немов, Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования: учеб. для вузов / Р.С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 608 с. – Текст : непосредственный.
23. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет) / составитель Т.В. Хабарова. – Санкт-Петербург: «Детство -Пресс».2017. – 96 с. – Текст : непосредственный.
24. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / под редакцией Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – Текст : непосредственный.
25. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников : коллективная монография / под редакцией Н. И. Левшиной, Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2016. – 207 с. – Текст : непосредственный.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 11. 2013 года №1155. – Москва 2018. – 64 с. – Текст : непосредственный.